Знаете, за что наших предков выгнали из Рая? Думаете, за то, что Ева поддалась на уговоры Змея и съела то ли яблоко, то ли другой запретный плод? Нет. Тогда, может быть, за то, что она не только сама ела, но и угостила Адама? Опять же нет. Может быть, тогда за то, что они нарушили прямой запрет Всевышнего «пробовать плоды запретного древа»? И опять – нет.
Правильный ответ таков:Люди были изгнаны из Рая, потому что они научились распознавать добро и зло.
Вы, возможно, удивитесь и скажете: ну и что здесь такого страшного – научились и научились. Пусть их… Это даже полезно.
Между прочим, удивляетесь вы напрасно. Умение распознавать добро и зло породило старую, как мир, соответствующую проблему.
Сколько копий сломано по этому поводу! Сколько чернил, желчи, а, порой, и крови было пролито…
В чем суть проблемы добра и зла? Если говорить предельно кратко, то корень проблематики лежит в природе (онтологии) понятий добра и зла. Все споры происходят вокруг двух, в сущности, подходов к пониманию добра и зла.
Первый подход утверждает абсолютный характер добра и зла, второй же – говорит об их относительности. Есть масса аргументов «за» и «против» в рамках того или иного подхода. Мы не будем здесь углубляться в философские дебри, и примем во внимание только несколько очень простых соображений.
Прежде всего, надо очень четко представлять себе, что и добро, и зло являются ценностями для того или иного конкретного человека, или же группы людей.
Что такое ценность? Это то, что имеет большую или меньшую важность, значимость для кого-либо, т.е. в буквальном смысле ценно для него. А, как известно, ценности всегда относительны и теснейшим образом связаны с бытующими в данной культуре моральными правилами и законами. Эту точку зрения впервые высказал еще знаменитый античный философ Сократ.
Поэтому и добро, и зло принципиально относительны. Не надо только понимать «относительность» в банальном, бытовом смысле, и делать выводы вроде тех, которые приводят в качестве своего аргумента сторонники абсолютности добра и зла. Они обычно строят следующую формулу: «Если добро и зло относительны, то тогда между ними нет разницы (потому что то, что плохо для одного, всегда будет хорошо для кого-то другого). Значит – можно делать все, что угодно! Даже самое страшное зло с какой-то точки зрения будет обязательно являться добром».
В подобного рода построениях всегда смешиваются и передергиваются строгие философские и банально-бытовые понимания смысла терминов «абсолютное» и «относительное».
Чтобы понять, в чем разница, рассмотрим два высказывания.- 1. Бог – абсолютен.
- 2. Абсолютный мировой рекорд.
В первом термин «абсолют» применен в его философском смысле – как нечто единственное и неизменное, совершенное и вечное. Во втором высказывании тот же термин используется в его банально-бытовом смысле. Ну, в самом деле, никто же всерьез не надеется, что какой-то рекорд будет вечным и неизменным во веки веков! Кто бы тогда стал смотреть спортивные состязания…
Точно так же дело обстоит и добром и злом. Когда говорится об их относительности, то имеется в виду строгое, философское понимание этого термина. Относительны – значит не абсолютны. И только. В банально-бытовом понимании добро и зло, бесспорно, абсолютны: всегда и для всех удар по собственной голове или вытащенный из нашего кармана кошелек были, есть и будут абсолютным злом…
Иными словами – нет никаких реальных и объективных надмировых, вселенских и единых для всех и для каждого принципов Добра и Зла.
Точнее говоря, они есть только в сознании верующих в положения и догматы той или иной религиозной системы. В этом случае постулируемые определения Добра и Зла и соответствующие олицетворения являются объективно существующей психологической реальностью.
Но это с точки зрения психологии и религии.
С точки же зрения строгой и беспристрастной философии нет добра и зла как таковых, а есть только человек (или группа людей), которые своими действиями творят добро и зло.
Если эти действия будут оценены большинством как «хорошие», «моральные», «законные», «правильные» и т.д., и т.п., то такие действия будут добром.
Если же эти действия будут оценены большинством как «плохие», «аморальные», «незаконные», «неправильные» и т.д., то они будут являться злом.
Поэтому проблемы добра и зла, в сущности, нет вовсе!Есть только проблема человека, который может быть добрым или злым, творящим добро или зло… Но это уже вопрос, скорее, психологии, социологии и педагогики.