На берегу Мертвого Донца , одного из рукавов дельты Дона, на западной окраине хутора Недвиговки, возвышается холм правильной, почти квадратной формы , окруженный с трех сторон глубоким рвом. На нем видны груды камней, а кое-где остатки разрушенных каменных крепостных стен и жилых построек.
Это Танаис,древнейший город Подонья, один из опорных пунктов древнегреческих колонизаторов, которые в погоне за рабами и дешевой сельскохозяйственной продукцией проникали в эти места.
Город существовал с III века до н.э.по IV век н.э.Здесь греческие купцы обменивали или продавали вино, оливковое масло, керамику, изделия из стекла, оружие, различные украшения и другие товары, привозимые из Греции и городов Боспорского царства. В обмен они получали рабов, хлеб, рыбу, скот, шкуры , мед , воск и везли их на своих судах в Грецию и Рим. Танаис был не только первостепенным торговым городом но и крупной крепостью и военной базой Боспора. Двадцать веков тому назад здесь бурно кипела жизнь. Но в 40-х годах III века н. э. Танаис постигла катастрофа . Город был взят и совершенно разрушен неприятелем. При раскопках повсюду ясно видны следы огромного пожара – обгорелые балки, уголь, зола, следы огня на каменных строениях. Несомненной является гибель города в огне. После этого разгрома Танаис более ста лет не восстанавливался. По-видимому, его жители или погибли, или были угнаны в рабство.
Только во второй половине IV века н. э. здесь опять возникает жизнь . Но город этот уже ничем не напоминал того цветущего торгового и прои зводственного центра, каким был прежний Танаис. Теперь это было незначительное поселение с плохими постройками и слабыми укреплениями. В конце IV века он окончательно погиб, вероятно, в результате нашествия гуннов.
Раскопки Танаиса продолжаются. И, может быть, Танаис раскроет нам еще не одну свою тайну.
О ВРЕМЕНАХ НЕЗАПАМЯТНЫХ
Давным-давно жило будто бы в приазовских степях(тогда они меотийскими звались ) воинственное племя амазонок, женщин воительниц . Мужественные и гордые , они сами землю пахали и хлеб сеяли, скот пасли , на зверей диких охотились . По осени амазонки веселые праздники у больших костров устраивали. Eсли же им враг угрожал, меняли они соху на лук и копье и умели постоять за себя . Сам Александр Македонский не рискнул против них в поход отправиться.
- Если я одержу победу над амазонками , - сказал он - моя слава не возрастет . Если же они меня победят , это будет страшным позором. Будут говорить, что великого Александра побили женщины…
И полководец отменил свой поход.
Но в ту же самую пору, когда гремела слава Александра Македонского, юноша Танаис сын вавилонского жреца Бероса и ама- зонки Лизиппы – вздумал будто бы посмеяться над военными талантами женщин и был жестоко наказан. Богиня Венера внушила Танаису любовь к собственной матери, и юноша с отчаяния бросился в реку.
С тех пор реку так и стали называть – Танаис.
Высокий холм, с которого Танаис бросился, по преданию, в воды широкой степной реки, существует и поныне. С него можно увидеть всю голубую дельту Дона.
Здесь, в устье Дона, стоял много тысячелетий назад большой и шумный город Танаис.
Здесь проходила граница между Европой и Азией.
Здесь эллинский мир встречался с миром степных кочевников – сарматов и скифов.
Город-легенда, город-загадка, Танаис встал из небытия и существует в наши дни как археологический музей – заповедник.
Когда бродишь по улицам навеки уснувшего города , в знойном мареве чудятся тебе паруса галер , прибывших из Афин и Пантикапея, и полуголые рабы, которые грузят на суда амфоры с душистым медом и пшеницей, и ремесленники,сильные, загоревшие,в длинных кожанных фартуках, и рыбаки,что смолят перевернутые лодки, отгоняя детвору от черно дымящих костров…
Слово «Танаис»-наполовину сарматское, производное от «тон», «тан»,что значит «вода», «река».
Для нас название это звучит по-иному: Дон.
Река, на берегах которой мы живем…